Главная - Новости - Новость полностью
РусскийEnglish

Сюрреализм в современной российской прозе. Между сном и явью

30.05.2014

Сюрреализм – одно из актуальных направлений современной российской прозы. Поговорим о том, как оно возникло и какими путями пришло в нашу литературу.

Сюрреализм в современной российской прозе

Реальность сна

Возникло это эстетическое течение почти сто лет назад во Франции и почти стало популярно в других европейских странах, Латинской Америке и США, Азии и Австралии. Его наиболее известные адепты в мире литературы – Андре Бретон, Луи Арагон, Гийом Аполлинер, Поль Элюар и многие другие. Также данное направление развивалось в кинематографе и живописи.

Если коротко описывать суть эстетики сюрреализма, то ее можно определить как совмещение сна и реальности. Важны не сами предметы, а их образы и интерпретация. Нарушаются законы логики, используется свободная ассоциативность и фантасмагорические формы, акцент смещается в сторону подсознательного, часто используется автоматическое письмо.

Сюрреализм в русской литературе

В России сюрреалистическое письмо вошло в «моду» лишь в последние десятилетия ХХ века. Его приметы обнаруживаются в ряде стихов Иосифа Бродского и Льва Кропивницкого. Однако нельзя не заметить, что многие элементы данной эстетики проявились в русском литературном авангарде уже с 20-30 годов. Наиболее яркий пример тому – творчество имажинистов и обэриутов, произведения Константина Вагинова и Даниила Хармса.

В современной российской прозе влияние эстетики «сюра» тоже просматривается. Постсоциалистическим сюрреализмом часто называют творческую манеру Виктора Пелевина, неизменно в своих произведениях делающего упор на растворение границ между миром грез и явью.

Реальность и вымысел часто сплетаются в книгах Дмитрия Липскерова «Сорок лет Чанчжоэ», «Русское стаккато - британской матери», «Последний сон разума». Заметно смещение в сторону сюрреализма в произведениях Владимира Маканина «Нешумные», «Сюр в Пролетарском районе», «Иероглиф».

Сюрреалистические элементы переплетаются с бытовыми и детективными в романе Евгения Сорокина «Акварель». Название книги напоминает нам о том, что внутренний мир человека напоминает размытый рисунок акварелью. Здесь нет четких границ, и зачастую индивиду сложно выделить свои главные ценности и жизненные цели. На этом и построен внутренний конфликт главного героя романа Вадима Стеклова.

Современная российская проза нередко берет на вооружение методы сюрреализма, ведь они как нельзя лучше подходят для отражения наших внутренних противоречий и зыбкости окружающей реальности.

 

* при перепечатке материала ссылка на сайт www.easorokin.ru обязательна