Современные русские романы: яркие дебюты 2000-х
12.09.2014
Третье тысячелетие уже принесло русской литературе немало новых имен. Хотелось бы назвать несколько, на наш взгляд, особенно интересных современных русских романов, созданных писателями-дебютантами с начала ХХI века.
«Сверхновые» звезды
В начале 2000-х дебютировали в прозе Роман Сенчин, Евгений Гришковец, Илья Кочергин, Захар Прилепин, Анна Козлова, Аркадий Бабченко, Ильдар Абузяров, Елена Съянова – и это далеко не все «сверхновые звезды». Кто-то из них впоследствии был обласкан вниманием критиков и читателей, кто-то вообще стал модным и культовым писателем. А кто-то так и остался автором одной книги – звезда вспыхнула, и нет ее.
В начале 2000-х в художественной прозе дебютировал актер Сергей Чонишвили, написав два крупных произведения: «Незначительные изменения» и «Человек-поезд». Обе читаются на одном дыхании, в них есть и горечь, и юмор. Говорят, уже пишется третья книга – ждем ее с нетерпением.
Привлек внимание читающей публики самобытным языком, необычным сюжетом и яркими образами роман «Чингиз» Ильдара Абузярова, опубликованный в журнале «Знамя» за 2004 год. Не меньший резонанс вызвала публикация книги Вячеслава Курицына «Акварель для Матадора». Ее называют жестким психологическим триллером и талантливой пародией.
Хотелось бы отметить еще несколько современных русских романов этого периода: «Патологии» Захара Прилепина, «Открытие удочки» Анны Козловой, «Плачь, Маргарита» Елены Съяновой.
Евгений Сорокин: альтернатива бульварной литературе
В 2010-х дебютировал писатель Евгений Сорокин, автор двух крупных произведений – «Акварель» и «Пуштунвали». Первая книга повествует о жизненной драме городского жителя Вадима Стеклова, стремительно взлетевшего на верхушку карьерной лестницы и старающегося не потерять нравственных ориентиров в новом для себя мире бизнеса. Второй роман – про войну в Афганистане, о жителях гор, их неписаных законах и отчаянном противостоянии советской интервенции.
Эти две книги объединяет особый авторский взгляд: писатель не критикует нравы напрямую, у него нет однозначно «хороших» и «плохих» персонажей. Е. Сорокин просто отражает жизнь и характеры людей как они есть, показывает внутренние конфликты героев, позволяя читателю самому делать выводы.
Хочется верить, что Евгений Сорокин еще порадует нас не одной отличной книгой и не опустит поднятую планку. Его произведения уже пополнили список современных русских романов, которые являются альтернативой бульварной литературе.
* при перепечатке материала ссылка на сайт www.easorokin.ru обязательна