Современные русские романы: своевременные и вневременные
27.06.2014
Какой должна быть литература – актуальной, адекватной своему времени или же, напротив, вне конкретной эпохи, «на все века»? А может быть, истинное произведение искусства подчиняется обоим критериям? Современные русские романы, к сожалению, часто пишутся с расчетом даже не на одно поколение, а на ближайшую перспективу, чуть ли не на один сезон – успеть бы продать...
В погоне за актуальностью
Многие писатели буквально гонятся за временем, словно боятся отстать от своей эпохи и растерять популярность.
Современность может проявляться и в проблематике, и содержании, и даже стиле написания произведения, его языке. «Новая» тематика и проблематика, к сожалению, быстро исчерпываются. Иллюстрацией может послужить творчество «сверхновой звезды русской литературы» (ее так часто называют) Ирины Денежкиной, ставшей финалистом «Национального бестселлера». Писательница открывает читателю новое поколение с его сленгом и атрибутикой – и не успеешь оглянуться, как все это уже устарело, перестало быть актуальным и интересным.
Кстати, сленг – явление крайне недолговечное, и современные русские романы, на нем построенные, быстро становятся неинтересными читателю.
Секрет долговечности в литературе
Критики и рядовые читатели отмечают, что в последние десятилетия наиболее адекватным своему времени по проблематике своих произведений является прозаик Владимир Маканин. Наиболее известные его вещи – «Кавказский пленный», «Испуг», «Андеграунд, или Герой нашего времени».
Актуальной остается творчество уральской писательницы Зои Прокопьевой. Она очень талантливо и глубоко исследует не только быт, но и нравственные чувства своих героев, и чаще всего это обычные рабочие люди. В основном, З. Прокопьева пишет рассказы и повести, однако создала и большой роман «Своим чередом». Его называют «гимном русскому человеку».
Слепок современной жизни являет собой роман Евгения Сорокина «Акварель». Его герой – плоть от плоти большого города. Он стремиться «вписаться» в циничный и жестокий мир бизнеса, но в итоге все-таки побеждают высокие нравственные ценности, и герой понимает, что они намного важнее карьеры, денег, успеха.
Стоит ли писателю гнаться за конъюнктурой? А может быть, прозаикам, описывающим нынешнюю эпоху, достаточно быть объективными, наблюдательными, тонко чувствующими пульс жизни? Возможно, тогда современные русские романы будут востребованы и сегодняшним читателем, и завтрашним.
* при перепечатке материала ссылка на сайт www.easorokin.ru обязательна