Главная - Новости - Новость полностью
РусскийEnglish

Современные российские авторы и постмодернизм

31.07.2014

Постмодернизм – это крупнейшее течение в искусстве ХХ века, в том числе и в литературе. Оно появилось в середине столетия как альтернатива массовой беллетристике и чересчур интеллектуальному модерну. Впрочем, и постмодерн не так уж прост, о чем свидетельствует творчество современных российских авторов – взять хотя бы скандально известного Сорокина или эстета Ерофеева.

Современные российские авторы и постмодернизм

Постмодерн – конец или переход?

Для постмодернистов характерна интертекстуальность, т.е. в их концепции мир становится текстом, а текст – миром. Также присутствуют игры с симулякрами, фрагментарность, пародийность, привлечение читателя к сотворчеству, объединение разных стилей и жанров в одном произведении, «смерть автора» и другие черты. Если называть наиболее известных писателей этого направления, нужно прежде всего упомянуть Умберто Эко, Джулиана Барнса, Джона Фаулза, Милорада Павича, Уильяма Гибсона, Бориса Виана.

Большинство исследователей считают постмодерн проявлением кризиса цивилизации. Для культуролога и философа А. Тойнби этот феномен символизировал конец господства Запада в мировой культуре и религии. А кто-то полагает, что это явление – переходное, возникшее как фактор преодоления кризиса. Как писал У. Эко, каждая эпоха имеет свой постмодернизм: реализм начинает тяготить, и его сменяет модернизм – чистый холст. А позже приходит понимание, что все старое нельзя уничтожить и остается лишь его иронично переосмыслять.

Постмодернизм в России

Что касается отечественной критики, то она взяла на вооружение историческую концепцию: постмодерн – это предел, а не переход. Господствует мнение, это направление в русской культуре себя полностью исчерпало.

К сонму культовых современных российских авторов-постмодернистов обычно причисляют Венедикта Ерофеева, Владимира Сорокина, Сашу Соколова и Виктора Пелевина. Творчеству последнего свойственен «двойной код». Тема и образы принадлежат к массовой культуре, делая произведение доступным для понимания рядовому читателю. Но при этом имеется второе дно – отсылки к более ранним произведениям и феноменам культуры, что может оценить лишь искушенная публика.

Отметим, что не постмодерном единым жива отечественная литература. Многие современные российские авторы развивают и реалистическое направление, жанр психологического романа: Евгений Сорокин («Акварель»), Людмила Улицкая («Зеленый шатер», «Казус Кукоцкого»), Дина Рубина («Синдром Петрушки») и другие.

 

* при перепечатке материала ссылка на сайт www.easorokin.ru обязательна