Современные романы русских авторов и связь поколений
04.09.2014
Исследователи отмечают, что лучшие современные романы русских авторов продолжают традиции той литературы, что создавалась в 50-80-е гг. ХХ века. Именно тогда были заложены многие популярные ныне жанры и направления.
Литература хрущевской «оттепели»
Во время хрущевской «оттепели» происходила переоценка ценностей, была отвергнута «теория бесконфликтности», пересмотрены каноны соцреализма. Во главу угла были поставлены личность и права отдельно взятого человека, прежде всего – право на правду.
Внимание читающей публики привлекла «молодая проза», объединявшая А. Гладилина, В. Аксенова, В. Войновича и А. Кузнецова, а также военная проза В. Быкова, В. Некрасова, В. Астафьева. Все узнали имя А. Солженицына: в журнале напечатали «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». Родился жанр «деревенской прозы», представленной произведениями Е. Дороша, В. Солоухина, В. Шукшина, В. Распутина.
70-е и 80-е. Самиздат и перестройка
А затем пришло брежневское «безвременье». Многие писатели 70-х, например, Ю. Трифонов или В. Маканин, стремились сбежать от диктата идеологии в нишу нравственно-философской проблематики. Несогласные с линией партии уходили в андеграунд, самиздат.
Во время перестройки российскому читателю стали доступны ранее запрещенные произведения советских писателей и авторов-эмигрантов. В Союзе были изданы замечательные книги, как «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Чевенгур» А. Платонова, «Архипелаг ГУЛаг» А. Солженицына, рассказы В. Шаламова и даже роман «Доктор Живаго» Б. Пастернака, до этого бывший в опале. Эти произведения сильно повлияли на мировоззрение всего поколения.
Современные романы русских авторов
90-е годы были периодом обновления общества и зарождения новейшей литературы. Начался настоящий бум: появилось множество направлений, течений и жанров.
При всей своей новизне, многие современные романы русских авторов связаны единой пуповиной с литературой прежних лет, а то и досоветского периода. Писатели продолжают и развивают заложенные ранее традиции – деревенской прозы, реализма, психологического романа и т.д. Например, стоит рассматривать в русле наследования достижений классики творчество В. Маканина и Л. Петрушевской. Традиции психологической прозы продолжает писатель Евгений Сорокин, что ярко проявилось в его книге «Акварель».
Примеров этой неразрывной связи множество: эпохи сменяются – литература продолжается.
* при перепечатке материала ссылка на сайт www.easorokin.ru обязательна