Современная российская проза и романтизация милитаризма
15.10.2014
Современная российская военная проза продолжает традиции, заложенные в свое время великими русскими писателями. В их числе – Л.Н. Толстой, в произведениях которого лейтмотивом звучит противоестественность и недопустимость войны.
Огромный пласт литературы был создан по следам Гражданской и Великой Отечественной войны ХХ века. Это «Тихий Дон» и «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова, «Альпийская баллада» и другие вещи Василя Быкова, «Живые и мертвые» Константина Симонова, «Живи и помни» Валентина Распутина и др.
Писатели в своих книгах рассказывали не только о военных действиях. В первую очередь, они исследовали человека – его нравственные ценности, мотивы поступков. Кто-то убивал ради спасения своей жизни или жизни любимых, кто-то – за Родину, кто-то – ради идеи, кто-то – для собственного удовольствия… В лучших произведениях военного жанра на первом месте не романтический и патриотический пафос, а «литературный психоанализ». Он, в частности, присущ текстам В. Быкова, который стремился отразить экзистенциальную драму человека на войне.
Современная российская проза о войне: Александр Проханов и Евгений Сорокин
Писатель и критик Павел Басинский, которому, по его признанию, вообще претит милитаристский пафос, выступает против романтизации войн в литературе. Ему противно, когда кровавую бойню поэтично называют «жатвой».
Этот литератор считает войну противоестественным состоянием для человечества. При этом П. Басинский называет самым талантливым романтиком милитаризма в современной российской прозе Александра Проханова, автора «Чеченского блюза», «Дворца» и других произведений. Вообще, одни критики хвалят А. Проханова за яркий и живой стиль, «выпуклость» образов и эмоциональность повествования, а другие отмечают слащавость и излишнюю «пышность» в описаниях батальных сцен.
Если говорить о серьезной, талантливой и лишенной искусственного пафоса военной литературе, стоит отметить роман «Пуштунвали» Евгения Сорокина. Эта книга посвящена военным действиям в Афганистане. Она в яркой художественной форме повествует о предвоенном времени и начале конфликта в 1979 году.
Увлекательный сюжет и легкий стиль делает это произведение доступным для массового читателя. А вдумчивый анализ Е. Сорокиным истоков конфликта, обращение к особенностям менталитета афганского народа притягивает внимание рассудительных людей.
* при перепечатке материала ссылка на сайт www.easorokin.ru обязательна