Реализм в современной российской прозе, или возвращение на круги своя
14.07.2014
Современная российская проза объединяет в себе ряд направлений, и одно из них – «новый реализм». И именно с этим течением многие связывают надежды на возрождение русской литературы, ведь оно стало альтернативой и главным «антагонистом» постмодернизма.
«Отрицание траура»: назад, к истокам
В 90-е годы ХХ века литературный процесс в России был отмечен возникновением «нового реализма». Одни критики тут же заговорили о его революционном значении, другие вовсе не посчитали самостоятельным художественным направлением.
Единого канона новыми русскими реалистами не выработано, так как среди них нет и не было единства. Но в целом концепцию можно охарактеризовать как обращение к традициям психологической прозы XIX века. Благую весть о возвращении русской литературы к истокам провозглашали Павел Басинский, Лариса Баранова-Гонченко и другие критики, писатели, литературоведы.
Знаковым событием стала публикация в конце 2001 года манифеста «Отрицание траура». Написал его молодой литератор и критик Сергей Шаргунов. В своем «программном документе» он выразил оптимизм по поводу будущего русской литературы. Автор манифеста говорит об «агонии постмодернизма» и неотвратимости реализма – это первооснова, новое открытие литературных традиций и единственный возможный путь развития. Образцами стиля, образа, сюжета С. Шаргунов называет творчество Горького, Куприна, Чехова, Бунина.
Новые русские реалисты
К рассматриваемому направлению современной российской прозы относят авторов, очень непохожих по стилю и концепции. Виднейшие из них, это, пожалуй Роман Сенчин, Захар Прилепин, Аркадий Бабченко и уже упомянутый Сергей Шаргунов.
До сих пор ведутся споры о том, кого стоит относить к «новым реалистам». Одни исследователи причисляют к ним писателей Алексея Варламова, Петра Алешковского, Олега Павлова, Светлану Василенко. Другие – Николая Шипилова, Михаила Попова, Вячеслава Дегтева, Юрия Козлова. И это далеко не все имена.
В контексте русского психологического романа стоит рассматривать творчество Евгения Сорокина, а именно его роман «Акварель» . Произведение лаконично по стилю, построено на непростых отношениях между персонажами и внутреннем конфликте героев. Е. Сорокин очень точно и диалектично описывает характеры, показывая их в развитии. При этом фон вполне современен: большой город, офисная жизнь. Книга является достойным образцом реалистического направления современной российской прозы.
* при перепечатке материала ссылка на сайт www.easorokin.ru обязательна