Проза о войне в Афганистане. Незаживающая рана
17.05.2014
Четверть столетия назад закончилась Афганская война, длившаяся с 1979 по 1989 гг. Она оставила после себя кровавый след. Потери среди местных жителей составили по разным данным 1-2 миллиона, а среди советских солдат – более 15 тысяч человек.
До сих пор общественное мнение в России расколото: одни считают советских воинов героями, другие – жертвами, третьи – захватчиками. Проза о войне в Афганистане – это правдивое свидетельство событий. Пусть она несет на себе печать авторского восприятия, но это лучше намеренного искажения действительности историками в зависимости от политической конъюнктуры.
Эхо военных лет
Афганской теме посвящены многочисленные повести, романы и рассказы. Их авторов можно перечислять долго: А.А. Тамоников, А.М. Дышев, А.А. Проханов, В.Н. Светиков, О.Н. Ермаков, И.А. Фролов, Е.И. Бессчетнов, В.Г. Верстаков и многие другие. У них разный стиль и взгляд на вооруженное противостояние, но есть и кое-что общее – осознание трагизма ситуации.
Проза о войне в Афганистане отличается от историй о сражениях прошлого. Литературные критики отмечают, что в современной военной литературе редко встречается романтика и героический пафос, зато немало натурализма и жестоких сцен. Но имеются и исключения. С необычного ракурса показан вооруженный конфликт в романе Игоря Фролова «Бортжурнал № 57-22-10». В повествовании, на первый взгляд, преобладает юмор и романтика, а если присмотреться внимательнее, проступает горечь.
Евгений Сорокин «Пуштунвали»
Эпическая драма столкновения двух различных культур разворачивается в романе Е. Сорокина «Пуштунвали». Автор дал своему произведению название в честь кодекса чести одного из главных народов Афганистана – пуштунов. Он анализирует их менталитет и приходит к выводу, что именно неписаные законы чести и ислам позволяют этому народу противостоять завоевателям. Пуштуны свободолюбивы и независимы, они радушно встречают гостей, но готовы уничтожить любого врага. Попытка взглянуть на конфликт с разных сторон позволяет сравнивать этот роман «Хаджи Муратом» Л.Н. Толстого.
Символ охваченного конфликтом края – горная деревня Дашт-и-Реват, полыхающая огнем в начале повествования. Евгений Сорокин не может дать ответа на вопрос: возможен ли мир на этой многострадальной земле? Ему, как и всем нам, хочется в это верить… И может быть, правдивая проза о войне в Афганистане поможет признать бессмысленность кровопролития и избежать его повторения.
* при перепечатке материала ссылка на сайт www.easorokin.ru обязательна