Главная - Новости - Новость полностью
РусскийEnglish

Проза о войне в Афганистане и Великой Отечественной

22.10.2014

Прозу о войне в Афганистане можно сравнить с русской художественной литературой о Великой Отечественной войне. Как и полвека назад, писатели не просто описывают фронтовую жизнь, но «копают» намного глубже – стремятся разрешить сложнейшие этические и философские проблемы.

Брестская крепость

Великая Отечественная война: след в литературе

Проза о Великой Отечественной войне стала целым «континентом» в литературе ХХ столетия, полем для исследования человеческой натуры и нравов общества в целом.

Писатели и журналисты принялись освещать ход войны с первых ее дней. Вначале они создавали краткие, порой эмоциональные очерки и заметки. Позже, в разгар военных действий и по их завершении, литераторы использовали более крупные жанры, позволяющие осмыслить и проанализировать ситуацию. Популярным стал жанр рассказа, а затем и повести, романа.

В послевоенные годы повысился интерес к документалистике – считается, что началась она с повести С. Смирнова «Брестская крепость». Получили распространение две основных концепции: концепция человека (психологическая и гуманистическая) и концепция исторической правды. Послевоенная литература была отмечена гуманистическим неприятием войны, поднимала тему «потерянного поколения».

В ряду лучших произведений военной тематики – «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева, «Живые и мертвые» К. Симонова, «Иван» В. Богомолова, «Журавлиный крик» В. Быкова, «Судьба человека» М. Шолохова и др.

Проза о войне в Афганистане. Больше, чем летопись

Сегодня, казалось бы, мирное время. Но локальные войны не утихают, и многие из них становятся для творческой интеллигенции почвой для анализа важных проблем. И не столько геополитических, сколько общечеловеческих. Это характерно, в частности, для прозы о войне в Афганистане, которая завершилась сравнительно недавно. В ней есть место и воспеванию подвига советских солдат (как в «9 роте» Юрия Короткова), и гуманистическому антивоенному пафосу.

Отдельные авторы не просто отражают ход военных действий, а анализируют их предпосылки. Это, например, характерно для писателя Евгения Сорокина. В своем романе «Пуштунвали» он описывает менталитет афганского народа, а также настроения в советском обществе в предвоенные 1978 и 1979 годы. Данный роман сравнивают с «Хаджи Муратом» Льва Толстого, так как Е. Сорокин показывает конфликт с двух сторон – глазами афганцев и русских. Это произведение можно считать новым этапом литературно-художественного осмысления Афганской войны.

 

* при перепечатке материала ссылка на сайт www.easorokin.ru обязательна