Новая военная проза - о войне в Афганистане
26.11.2014
Не смотря на то, что Великая Отечественная война закончилась почти семь десятков лет назад, военная проза никуда не делась. Несомненно, она значительно изменилась, сформировались новые течения, появились новые герои и их истории. Однако люди не перестали развязывать военные конфликты, поэтому тема для разговора все еще остается. Одной из таких пока мало освещенных тем является афганская война.
Особенности новой военной прозы
Главное отличие новой литературы от прозы, посвященной событиям ВОВ, заключается в том, что сложилось жесткое антимилитаристское сознание социума, то есть изменилось отношение к войне. Пройдя через страшный опыт нескончаемых афганских конфликтов, мир предстал как общество, потерявшее свою человечность. Проза о войне в Афганистане показывает героев, которые попадают в тотально враждебную среду с чужой природой и чужими лицами. В отличие от солдат ВОВ у воинов-интернационалистов нет ощущения внутренней правды. Они одиноки, потеряны и отчуждены от окружающего мира, да и от себя.
При всем разнообразии писательского стиля современная проза о войне в Афганистане обладает общими чертами. Она полемична в отношении официальных заявлений об этой войне и обладает гуманистическим пафосом, что человеческая жизнь есть абсолютная ценность.
Новые лица в прозе о войне в Афганистане
Новая проза о войне в Афганистане это не героико-патетических истории и лирико-романтическая атмосфера прошлых лет. Людям нужно отражение реальности, причем жестокой и несправедливой – именно такой представляют афганскую войну многие читатели. Среди авторов, открывших эту тему в военной литературе, можно назвать С. Алексиевич с ее книгой «Цинковые мальчики» и О. Ермакова с романом «Знак зверя». Ермаков исследует деформацию человеческой психики и изображает войну как стихию, эпидемию, которая произошла без каких-либо целей и причины и вызвана вирусом настоящей животной ненависти.
Многие романы об афганских конфликтах, как правило, отражают лишь ненужность кровопролития, психические сломы воинов и контрасты в судьбах у тех, кто воюет, и тех, кто остался в «безопасности».
Евгений Сорокин в «Пуштунвали» подошел с другой стороны. Это проза о войне в Афганистане, которая начинается с описания горной деревни и продолжается драмой столкновения двух разных миров – укладов, религий и культур. Таким образом, автор расширил односторонность современной военной литературы, привнеся свой ценный вклад в развитие этого жанра.
* при перепечатке материала ссылка на сайт www.easorokin.ru обязательна