Главная - Новости - Новость полностью
РусскийEnglish

Массовая и элитарная литература, или кому читать романы русских авторов?

13.06.2014

Если вы любите читать романы русских авторов, то не могли не заметить, что львиная доля современной прозы является литературным фаст-фудом, и лишь небольшая ее часть – по-настоящему хорошие книги. Иными словами, это массовая и элитарная литература.

Кому читать романы русских авторов?

«Высокая» проза предполагает сотворчество читателя, который должен иметь определенную эстетическою подготовку. Массовая же литература ориентируется на широкий круг читателей. Она ничего от них не требует, а лишь развлекает, но не учит и не заставляет ум работать. Это многочисленные женские романы, иронические детективы, псевдоисторическая беллетристика и т.д.

Размывание границ и заполнение пустот

В современной русской прозе наблюдается размывание границ между «высокими» и «низкими» жанрами, а также стремление многих заполнить пространство между ними.

«Скрещивание» жанров на самом деле является нормальным явлением, свидетельствующем о развитии литературы. В этом процессе неизбежно столкновение старого и нового, синтез направлений, изменение общепринятых канонов и т.д. Это особенно характерно для периода общественных потрясений. Вместе с социумом обновляется и культура, ей придается свежее дыхание.

Литература «между»

В качестве примера можно привести творчество Бориса Акунина и Виктора Пелевина. Их знают и книголюбы, и даже те, кто не особо любит читать романы русских авторов. Б. Акунин завоевал огромную популярность благодаря серии детективов об Эрасте Фандорине, и сегодня продолжает выпускать бестселлеры. Это не элитарная проза, скорее качественная беллетристика.

Произведения постмодерниста В. Пелевина («ДПП (NN)», «Омон Ра», «S.N.U.F.F.» и др.) относят то к массовым, то к элитарным. Они не укладываются в традиционные рамки. Автор «грешит» всем тем, что характерно для «низких» жанров: увлекательные сюжеты, приемы из фантастики и фэнтези и т.д.

Нельзя отнести к элитарной прозе современного писателя Евгения Сорокина: романы «Пуштунвали» и «Акварель». Но это и не массовое чтиво, скорее, глубокие произведения о современной жизни. «Пуштунвали» – это попытка объяснить причины войны в Афганистане. «Акварель» – психологический роман нравственных поисках обычного человека, идущего к успеху.

Порой интересно читать романы русских авторов, которые не являются самыми «раскрученными». Среди таких книг встречаются весьма достойные экземпляры, не укладывающиеся в дихотомию «массовая – элитарная литература».

 

* при перепечатке материала ссылка на сайт www.easorokin.ru обязательна