Главная - Новости - Новость полностью
РусскийEnglish

Искусство для избранных

01.11.2011

Добро пожаловать ВРЕМЯ, когда достижения искусства как во времена царской России были доступны лишь избранным, тем, кто только и был в состоянии оплатить дорогие билеты, к примеру, в Большой театр. Ничего удивительного в этом нет, если посмотреть на стоимость билетов в европейских странах и если проанализировать, кто ходит в Европе на премьеры.

Увы, мы вернулись к истокам, к первопричинам возникновения театров, которые появлялись для удовлетворения прихотей богатых, сановных людей. И самое интересное, что при сохранении существующего порядка вещей через очень короткое время мы все привыкнем не ходить в театры по банальной причине – дороговизне билетов. Мы привыкнем, примем на веру, что иначе и быть не может, и очень быстро исключим из нашего бытия необходимость соприкасаться с прекрасным через зрелища балетного или оперного действа. Тем более, что западный мир давно, эволюционно сумел предложить охочим до развлечений людям весьма экономный вариант концертов рок и поп-групп на огромных стадионах, где массовость мероприятия - залог дешевизны билетов.

Утонченность слуха, умение чувствовать не разумом, но сердцем – понятия, близкие нам по прежним временам стали немодными, а где-то и неприличными. Чтобы шагать в ногу с Нашим временем, необязательно чувствовать, необязательно понимать, главное суметь попасть в зал с помощью билета стоимостью в целое состояние.

Однако самое забавное даже не в недоступности балетных и оперных постановок для многих и многих россиян. Режиссеры, постановщики словно почувствовав, что новую публику, способную оплачивать их заоблачные гонорары, не удержать классическими канонами, пустились в крутой передел сюжетов, подходов к постановкам с единственной целью оставаться в глазах не очень культурных нуворишей прикольными, степными, «на волне». Так и хочется спросить управителей мира искусства, не перепутали ли они стремление к тренду с почитанием классических канонов, которыми, кстати, и было воспитано большинство из тех, кто бросился эти самые каноны переиначивать.

Катание на роликовых коньках и обнаженные до пределов кабаре танцовщицы в новомодном «Руслане и Людмиле» господина Чернякова – это один из тысяч примеров того, как неспособность современных «мэтров» создать нечто уникальное, под стать времени, ограничивается выпячиванием своего «Я» на фоне столь нами любимых классических сюжетов.

Но Бог им судья. Тем более, что преследуют они не цели создать новое в искусстве, а стремятся к тому, чтобы зал при баснословных ценах на билеты не пустовал, чтобы те, кто привык тратить деньги на увеселения в клубах и кабаре не проходили мимо Большого театра, устроители которого всерьез и, однако, надеюсь, не навсегда, решили конкурировать с серым, плебейским искусством.

Евгений Сорокин