Главная - Новости - Новость полностью
РусскийEnglish

Для кого создаются современные романы русских авторов?

12.06.2014

Текст лишь тогда реализуется как художественное произведение, когда он прочитан и понят. Для кого же создаются современные романы русских авторов, кому они адресованы?

Для кого создаются современные романы русских авторов?

Читатель: соавтор или покупатель?

Постмодернизм привнес в русскую литературу новое видение роли художественного текста и отношения между автором и читателем. Текст стал объектом игры, в которую играет и автор, и читатель, становясь своего рода соавтором. Он нормально воспринимает постоянную перемену мест реальности и литературности, размывание границ между ними.

Постмодернистам свойственно продвигать элитарную литературу в массы. Это, с одной стороны, демократично, но с другой – снижает значимость литературы как вида искусства. Пропадает благоговейное отношение к Книге, она становится продуктом массовой культуры.

На первый план выходит не просвещение масс, а получение прибыли от продаж бестселлеров. Коммерциализация литературы и снижение ее качества становится серьезной проблемой. И это даже не вина постмодернистов, а скорее, побочный эффект рыночной экономики.

Интересно, что первые места хит-парадов часто занимают как книги-однодневки для легкого чтения, так и глубокие произведения. Например, в списке самых подаваемых в России книг 2014 года соседствуют «Школьный дозор» Сергея Лукьяненко, «История Российского государства» и «Огненный перст» Бориса Акунина, фантастический роман Сергея Тармашева «Холод. Ледяная бесконечность», сборник рассказов «Несвятые святые» архимандрита Тихона Шевкунова, книги Дины Рубиной из цикла «Русская канарейка» и другие современные романы русских авторов, их рассказы и повести.

Для кого писать?

Писатель Евгений Сорокин отмечает, что многие современные авторы пишут исключительно ради удовлетворения своих амбиций. Главное для них – высказать собственные гениальные мысли, а о потребителе творческого продукта думать недосуг… Но если писатель не желает искать своего читателя, то как может читатель найти «свою» книгу?

То, что многие современные романы русских авторов продаются огромными тиражами, необязательно является свидетельством полноценного диалога «писатель-общество».

Многие прозаики стремятся потакать предпочтениям масс, но не воспитывать у читателей хороший вкус. А ведь именно духовный рост человека, расширение его кругозора, формирование полноценной личности должны быть конечной целью эстетического общения между создателем художественного текста и его потребителем.

 

* при перепечатке материала ссылка на сайт www.easorokin.ru обязательна