Бренды в современной российской прозе
02.07.2014
Никакого идеологического заказа и цензуры… Казалось бы, имеются все условия для развития современной российской прозы. И правда, издательствам удается каждый месяц выпускать книги 10-15 новых авторов. Но количество и качество – вещи разные…
Фамилия как бренд
Литература стала частью рынка, а там правят бал популярные торговые марки. Наиболее читаемые писатели становятся настоящими брендами. Пожалуй, к ним можно отнести и Бориса Акунина, и Полину Дашкову, и Александру Маринину, и многих других.
В массовой литературе достаточно «раскрученное» имя на обложке становится для читателя гарантией качества предлагаемого товара. И многие русские авторы, создающие бестселлеры, стараются выбрать себе звучный псевдоним. Иногда он не раскрывается, а иногда обнародуется прямо на обложке или в прессе.
Борис Акунин – «в миру» Г. Чхартишвили, Юлия Латынина свои первые книги подписывала как Евгений Климович, автор любовных романов Анна Береснева – на самом деле литературный критик Татьяна Сотникова, а скандально известный Эдуард Лимонов – это Э.В. Савенко.
Кто стоит за псевдонимом?
Популярный сегодня Макс Фрай – это на самом деле два писателя, Светлана Мартынчик (сейчас, в основном, она одна) и Игорь Степин. Кстати, данный факт долго не афишировался, и тайна была раскрыта лишь спустя несколько лет после выхода первых книг.
Конечно же, в использовании псевдонима нет ничего зазорного, однако случаются и злоупотребления. Например, не всегда за брендовым именем стоит какой-то один реальный писатель. Издательствами нередко используется труд так называемых «литературных негров», рукописи которых потом выходят под общим псевдонимом. Не раз обвиняли в использовании такого подхода Д. Донцову, А. Воронина, Ю. Шилову, М. Серову, П. Дашкову и даже Д. Быкова с В. Пелевиным.
Современная российская проза: вне брендов
Далеко не все авторы становятся брендами. Современная российская проза создается и почти никому не известными писателями, и узнаваемыми, и весьма авторитетными. Необязательно быть суперзвездой, чтобы найти своего читателя.
Правдивые и глубокие книги, пользующиеся популярностью среди читающих россиян, выходят из-под пера Евгения Сорокина («Пуштунвали», «Акварель», «Цветочная история»), Сергея Шаргунова («1993», «УРА!», «Книга без фотографий»), Всеволода Бенигсена («ГенАцид», «ВИТЧ», «Раяд»), Анатолия Гаврилова («Берлинская флейта», «Вопль впередсмотрящего»).
* при перепечатке материала ссылка на сайт www.easorokin.ru обязательна