Афганская тема в романах русских авторов: восприятие войны
19.09.2014
До сих пор не исчерпана в отечественной литературе тема Афганистана. Ей посвящены многие романы русских авторов, а также повести и рассказы. В них афганская война часто представляется как лишенная смысла и благородства, заранее проигранная.
Такая концепция относительно нова для российского общества – все предыдущие войны воспринимались как благое дело во имя Отечества. Квинтэссенцией подобного восприятия стал образ советского солдата, принесшего Победу в 1945 году. Афганистан, а затем и Чечня стали переломными моментами в нашем восприятии войны как таковой.
Две крайности военной прозы
Выступая на Форуме молодых писателей России, писатель А. Карасев отметил, что авторы совершают две распространенные ошибки, когда пишут о войне. Первая крайность – это «лакирование» действительности. Данная тенденция была особенно характерна для советского периода. Вторая крайность – стремление сгустить краски, показать военные действия как кровавую бойню. Такой подход стал применяться в послеперестроечную эпоху.
Литературный критик Валерия Пустовая отмечает, что во многих романах русских авторов, посвященных афганской и чеченской темам, преобладает почти документальное изображение действительности. То есть, задачей писателя становится не преломление событий авторским взглядом, а просто их фиксация. Это характерно, прежде всего, для прозы Александра Карасева, Аркадия Бабченко, Захара Прилепина.
Романы русских авторов об Афганистане: «Пуштунвали»
Небанальный подход к отражению войны у современного писателя Евгения Сорокина. Он сосредоточил свое внимание не на самом вооруженном конфликте, а на его предпосылках.
В своем романе «Пуштунвали» Евгений Сорокин описывает быт и нравы афганских крестьян, их жизнь в предвоенные годы. На примере типичной горной деревни Дашт-и-Реват он показывает, как и почему разгорается у горцев ненависть к советским «благодетелям». Читателю становится ясно, что пуштуны никогда не покорятся чужакам и не изменят в одночасье свой средневековый уклад жизни.
Евгению Сорокину удается избегать как идеализации войны, так и жестокого натурализма. Он выносит на первый план социальную и психологическую подоплеку конфликта. «Пуштунвали»– отнюдь не кровавый боевик и не конъюнктурная псевдопатриотическая проза. Можно сказать, что это в какой-то степени роман-предупреждение, адресованное современникам и потомкам: не нужно навязывать свои правила другому народу. Иначе случится трагедия.
* при перепечатке материала ссылка на сайт www.easorokin.ru обязательна